О ПРИЧТЕ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ.
Священник Иоанн Петров Смирнов, пономарский сын. По окончании Богословского курса в Спасо-Вифанской Семинарии был уволен с аттестатом второго разряда. В 1837м Году Июля 20го дня посвящен к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы ВЫСОКО- ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ ФИЛАРЕТОМ МИТРОПОЛИТОМ МОСКОВСКИМ И КОЛОМЕНСКИМ И СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЛАВРЫ АРХИМАНДРИТОМ и КАВАЛЕРОМ во священника, за подписанием коего и грамоту имеет.
В семействе у него Жена Ольга Иванова Дети их Павел, Анастасия…
Диакон Феодор Петров Касицын, пономарский сын. По изсключении из среднего отделения Московской Семинарии, 1815го Года Декабря 25го дня посвящен к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АВГУСТИНОМ АРХИЕПИСКОПОМ МОСКОВСКИМ и КАВАЛЕРОМ во диакона… С 1832 Года Декабря за сумазбродное ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ доношение состоит под надзором благочинного. В 1833 Году 8 майя обязан подпискою, чтоб ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ не подавать на священнические места прошения. В 1835 Году состоял под следствием за подавание доношения ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ о явлении Божия Матери, и был запрещен за нездравомыслие, а по окончании следствия в 1836 Году во второй половине майя был отослан в Саввиносторожевский монастырь для лучшего усмотрения нездравомыслия, и опять отдан под надзор благочинного…
Дьячек Василий Николаев Левитский, дьячковский сын… Пономарь Терентий Петров Казанцев, пономарский сын… Просвирня Наталия Иванова, вдова Рузской округи села Сляднева диакона.
Заштатные и сиротствующие:
Рузской округи церкви Рождества Пресвятыя Богородицы села Казанова умершего Священника Иоанна Михайлова жена вдова Параскева Петрова, дети ее: Михаил Розанов – в низшем отделении Спасо-Вифанской Семинарии обучается на казенном кочте, Мария, Екатерина…
О ПРИХОЖАНАХ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ.
В селе Казанове Священнослужительских дворов 5, душ мужского пола 11, душ женского пола 16. В деревняъ Экономического ведомства крестьян:
В Шиткове 41 двор, душ мужского пола 231, душ женского пола 244 В Властьеве 14 дворов, душ мужского пола 80, душ женского пола 80 В Соснине 25 дворов, душ мужского пола 120, душ женского пола 150 В Таболове 31 двор, душ мужского пола 91, душ женского пола 112 В Сапегине 18 дворов, душ мужского пола 175, душ женского пола 178 В Иевлеве 30 дворов, душ мужского пола 174, душ женского пола 193 В Красикове 24 двора, душ мужского пола 134, душ женского пола 158 В Юрьеве 15 дворов, душ мужского пола 85, душ женского пола 89
В деревне Куликове вотчины Госпожи Анастасии Петровны Шереметевой, которая в оной жительства не имеет 10 дворов, душ мужского пола 46, душ женского пола 46
В сельце Васильевском вотчины Его Высокоблагородия Иоанна Васильевича Головина, который в оном не живет 20 дворов, душ мужского пола 35, душ женского пола 49
Итого 223 двора, душ мужского пола 1182, душ женского пола 1315
В деревне Властьеве Экономического ведомства раскольнических по безпоповщине 1 двор, 1 душа мужского пола, душ женского пола 4 Того ж ведомства в деревне Таболове 1 душа мужского пола Вотчины Госпожи Анастасии Петровны Шереметевой деревни Куликова 1 душа мужского пола, 1 душа женского пола В деревне Сапегине Экономического ведомства 1 душа женского пола
Итого 1 двор, душ мужского пола 3, душ женского пола 6.
/подписи членов причта и благочинного священника Матвея Матвеева/
А вот данные 1863 года: Шитьково — 68 дворов (около 800 человек), Соснино — 27 дворов, Таболова — 36, д.Куликова — 6, Сапегина 23, Ивлевой — 36, Красикова — 28, Юрьева — 18, Васильевское — 14, Казаново — 5.
Деревня Шитьково и соседнее село Казаново на карте Московской губернии Ф. Ф. Шуберта, 1860 г.
Протоиерей Дмитрий Касицын
В Ведомости упоминается диакон Феодор Касицын. В 1839 г. у него родился сын, Дмитрий Феодорович Касицын, будущий протоиерей, заслуженный профессор Московской Духовной академии, редактор-издатель журнала «Душеполезное чтение». Дмитрий Касицын первоначальное образование получил в духовном училище при Савино-Сторожевском монастыре, среднее – в Вифанской Духованой семинарии, где учился с 1854 по 1860 г., и высшее – в Московской Духовной академии. Оконочив в Академии курс наук по 1-му разряду, в 1864 г. он был определен в Виленскую Духовную семинарию преподавателем сначала патристики и греческого языка, а затем – логики, психологии и латинского языка. В 1867 г. Дмитрий Феодорович был возведен в степень магистра богословия и перемещен на должность бакалавра Московской Духовной академии по кафедре истории западной церкви, в 1869 г. преподавал в Академии новую церковную историю, в 1873 г. избран и утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1875 г. Касицын был командирован за границу с 15 июня 1875 г. по 156 августа 1876 г. для изучения на месте религиозной жизни западных государств. С преобразованием Академии в 1884 г. ему поручено было преподавание истории и разбора западных исповеданий. Как профессор, Дмитрий Феодорович за все время преподавания пользовался любовью слушателей-студентов, всегда обильно собиравшихся в его аудитории. Это вызвалось, с одной стороны, интересными оригинальными лекциями, которые Дмитрий Феодорович не читал по тетради, боясь утомить внимание студентов, но говорил и даже импровизировал, с другой – его неизменно теплым и искренно-доброжелательным отношением к студентам, весьма многие из которых продолжали и по окончании курса бывать у Дмитрия Феодоровича в доме и сохранили с ним непрерываемую связь до самой его смерти. Один из учеников Дмитрия Феодоровича так отзывался о нем, как о лекторе: «говорил он так, как будто бы и для него самого то, что он сообщал, было новостью, внезапно озарившею, вследствие чего от его лекций всегда веяло свежестью, жизнью, личною убежденностью оратора в непреложной истинности сообщаемого… Я слышал потом многих ораторов – и русских и иностранных, и французов и немцев. Между ними были в своем роде замечательные. Но Дмитрий Феодорович остается среди них оригинальным. Это своего рода – уникум».
В 1889 г. резолюцией митрополита Иоанникия от 20 августа Дмитрий Феодорович был определен священником московской Николаевской, что в Толмачах, церкви, на место своего тестя, протоиерея Василия Петровича Нечаева, который, лишившись супруги, принял пострижение с именем Виссариона и вскоре же получил епископский сан (епископ Костромской). Одновременно с этим от него перешел к его зятю и журнал «Душевнополезное чтение», и указом Святейшего Синода от 20 ноября 1889 г. о.Дмитрий Касицын был утвержден в звании редактора-издателя.
Отец Дмитрий не был новичком в духовных писаниях для журналов. Он долго сотрудничал в «Московских Ведомостях» при М.Н.Каткове, особенно до принятия священного сана, руководя всеми духовными вопросами, хотя писал и в других областях, также он поместил много статей, обычно не подписывая своего имени, на страницах «Душеполезного чтения». Приняв на себя новые многосложные обязанности по приходу и журналу уже в преклонном возрасте, он, однако, еще в течение 2 лет продолжал свою профессорскую службу в Московской Академии, а с 1890 г., избранный членом московского городского училищного совета, ревностно занимался также делом народного образования в Москве. В 1890 г. о.Дмитрий Касицын награжден камилавкой, в 1892 г. избран в действительные члены общества духовного просвещения, возведен в сан протоиерея, утвержден в звании заслуженного профессора Московской Академии и награжден золотым наперсным крестом. Как священник, о.Дмитрий Касицын отличался строгим отношением к своим пастырским обязанностям, всегда истово и с благоговением совершал богослужения и требы, особенное же внимание уделял делу исповедования своих духовных детей. Он много сделал для умственного и нравственного блага своих прихожан – открыл в приходе отдел Елизаветинского благотворительного общества, основал церковно-приходское попечительство, был одним из усердных членов – строителей местной церковно-приходской школы и (благодаря гг.братьям Лосевым, купившим библиотеку преосвященного Феофана Затворника и давшим для нее даровое помещение) открыл бесплатную библиотеку-читальню, куда пожертвовал значительную часть своих собственных книг.
Храм святителя Николая в Толмачах
Прихожанином храма святителя Николая в Толмачах был создатель художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. Именно о.Дмитрий Касицын 4(16) декабря 1898 г. отпевал Павла Михайловича Третьякова в толмачевском храме. В этом же храме служил с 1867 по 1895 год диакон Феодор Соловьев, будущий старец Алексий Зосимовский (именно ему доверили вытянуть жребий с именем нового Патриарха в 1918 г.).
О.Дмитрий Касицын 12 лет стоял во главе журнала «Душеполезное чтение». Он придал журналу живость и разнообразие, и так хорошо поставил его, что журнал стал самым распространенным духовным журналом в России. Протоиерей Дмитрий Касицын иотличался высокой религиозной настроенностью, которая особенно сказалась при его кончине. Протоиерей Дмитрий Касицын скончался в ночь на 3 декабря 1901 г. и был погребен на Даниловском кладбище в Москве, где сам для себя приготовил заранее могилу. В храме святителя Николая в Толмачах память об отце Димитрие сохраняется и поныне, ему посвящено немало страниц в книге Ольги Четверухиной «Очерки по истории храма святителя Николая в Толмачах» упоминается и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Казанове (стр.42-43).
Первым священником после отмены крепостного права в 1861 году был Дмитрий Тихомиров, Алексей Чертков – пономарь и дьячек – Василий Левитский, диаконом был Петр Соловьев (точное время когда стал служить неизвестно, с 1872 по 1883 год, точное время когда перестал служить неизвестно). В таком составе проходили богослужения в храме Богородицерождественском с.Казанова до 1874 года, в этот год 23 мая умирает Алексей Чертков от чахотки в возрасте 53 лет. Новым пономарем становится — Михаил Покровский.
В 1867 году в храме были расписаны стены. В 1900 г. произведен ремонт храма: устроено духовое отопление, заменены новыми престол и жертвенник, перебран и вызолочен иконостас, возобновлена настенная живопись, на главах установлены новые кресты.Священномученик Александр Покровский.
14 августа 1879 года в семье псаломщика Михаила Покровского родился сын Александр. В семье было шестеро дочерей и четыре сына, жили бедно, порой занимали хлеб в соседних деревнях. Дети помогали родителям по хозяйству: сеяли, убирали хлеб, косили и собирали сено, порой нанимались на работы к местному священнику или диакону.
Когда дети подросли и учились в семинарии, то часто не приезжали на рождественские и пасхальные каникулы домой из-за недостатка средств. Александр Покровский учился в земской школе, затем в Духовном училище в Волоколамске и, наконец, в Вифанской духовной семинарии, после окончании которой недолго учительствовал, а затем был рукоположен во диакона. В 1906 году Александр женился на девушке из духовного сословия Надежде Добровой.
Вскоре на плечи диакона Александра легла забота о тяжело заболевшем отце и трех незамужних сестрах. В 1916 году в семье родилась дочь Ольга. В 1919 году отец Александр был рукоположен во священника и переведен в храм преподобной Елисаветы при Дорогомиловском кладбище.
В послереволюционные годы жить стало совсем тяжело и отец Александр вынужден был искать подработку. Ему пришлось потрудиться и дворником, и счетоводом, и статистиком по переписи населения.В конце сентября 1937 года отец Александр переехал в село Ново-Васильевское Лотошинского района, получив назначение служить в Покровской церкви.
Его предшественник на этом месте священник Дмитрий Розанов (ныне прославленный как священномученик), с которым отец Александр был знаком по семинарии, незадолго до этого был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Уже 12 ноября по такому же обвинению был арестован и сам отец Александр и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Свою вину он не признал, однако 23 ноября он был приговорен к расстрелу и 27 ноября расстрелян в Бутово. Протоиерей Александр Покровский был прославлен как священномученик 21 августа 2007 года.
Икона сщмч. Александра, находящаяся в храме св.Владимира в Старых Садех.
В 1880 году в семье псаломщика Михаила Покровского родился сын Петр, также ставший священником и пострадавший в советское время. В 1925 году был осужден за «неуплату налогов за церковь» на 6 месяцев принудительных работ. В 1930 году был приговорен к 1 год заключения. В 1933 году был приговорен по ст. 58-10 «сопротивление власти» на 5 лет заключения. После освобождения стал служить в церкви Иоанна Предтечи в селе Раменье Шаховского района Московской области. Жил в одном доме со священником Петром Никольским. 22 января 1938 года был арестован за «антиколхозную агитацию среди населения Лотошинского и Шаховского районов». Осужден тройкой УНКВД по Московской области 2 марта 1938 года, приговорен к расстрелу (Групповое дело П-61300). Принял мученическую кончину 14 марта 1938 г. на Бутовском полигоне, где и захоронен. Реабилитирован 29 мая 1959 г.
Архимандрит Филадельф (в миру Мишин Митрофан Петрович) родился 4 июня 1879 года в селе Трудки Покровского района Орловской области в крестьянской семье. В 1893 году окончил Церковно-приходскую школу села Трудки. Служил ратником в ополчении Русской Армии. В 1901 году был принят послушником в Параклитову Пустынь Троице-Сергиевой Лавры, где нес различные послушания, состоял при Серапионовой часовне.
В 1912 году в Троице-Сергиевой Лавре архимандритом Товией (Цынбаловым) был пострижен в монашество с именем Филадельф (в честь Мч.Филадельфа Бастийского, память 10 мая). В 1917 году в Троице-Сергиевой Лавре Архиепископом Вологодским Никоном был рукоположен во иеродиакона. С 1919 по 1921 г находился в Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 1921 года по 1931 год служил на разных приходах в городе Волоколамске и Волоколамском районе, в том числе в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково. В 1928 году Епископом г.Волоколамска Питиримом рукоположен в сан иеромонаха. 19 мая 1931 г. был арестован по групповому делу «иеромонаха Филадельфа и монахинь из с.Соснино Московской области» (Соснино – соседняя с Шитьково деревня). 28 июня того же года приговорен к 5 годам ИТЛ с заменой на ссылку в Казахстан по статье 58-10 УК РСФСР. На следствии о.Филадельф сказал, что произносил проповеди, в которых призывал «держаться за Бога, молиться и страдать». Никого не назвал, виновным себя не признал. Вместе с о.Филадельфом по этому делу проходила монахиня Ксения (Потемкина), родившаяся в 1879 г. в Шитьково и другие монахини. С 1931 по 1936 г. о.Филадельф находился в ссылке в Казахстане. О своей жизни в ссылке о.Филадельф вспоминал только потому, что по молитвам святителя Николая Чудотворца он остался жив, а не умер с голоду: «Работа была очень и очень тяжела. А есть нечего, совсем почти нечего. Да еще была зима суровая, пасмурная, транспорт не мог ходить и поставки прекратились. Мы несколько суток были совсем голодны и холодны. Да еще как на грех, мороз прибавил до 40 градусов. Птица мерзла на лету. А одежонка-то… Многие мои собратья полегли, обессилили и не могли ходить. Я тоже собирался умирать с голоду и холоду… Был холодный вечер. Я лежал уткнувшись в тряпки. Вдруг мне
сильно захотелось спать. Я знал прекрасно, что это предвестник смерти. С
силой поднявшись, я решил в последний раз помолиться святителю и чудотворцу
Николаю. «Угодничек Божий, , сказал я ему, , ведь я помираю…» Дальше не
помню, что говорил или не говорил, не помню. Только слышу стук в дверь.
Открыл. Порыв сильного ветра с холодным снегом обдал лицо. Никого не было. Но
что это такое? Свежие следы от двери. Заглянул дальше за угол… Сумка
большая стоит… Взял эту сумку. Тяжелая. Принес в хату, открыл… В сумке
были свежие хлебы. Да еще теплые, совсем горячие. Будто вот из печки их
вытащили. А какая там печка. На 50 верст не было ни одной хозяйской хаты,
одни ссыльные и арестанты. И вот этим хлебом мы и жили целую неделю. Пока
утихла пурга, подвезли нам паек. И никто тогда не умер. А в других лагерях,
слышно было, многие померзли в эту метель, а наши никто не замерз. Чудотворец
Николай спас нас!» После возвращения из ссылки проживал в г.Жданове, откуда писал письма Шабановой Марии Федоровне, по всей видимости, проживал в Жданове до открытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в конце 1940-х и в 1950-е годы приезжал в
деревни Матренино и Иванцово Волоколамского района. С 1941 года по 1952 год — священнослужитель при заводе города Жданова Сталинской области. В 1952 году вернулся в Троице-Сергиеву лавру в сане игумена. 18 июля 1953 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Патриархом Московским и всея Руси Алексием I возведен в сан архимандрита. Упоминание об этом есть в статье священника Н.Рудковского в Журнале Московской Патриархии №8 за 1953 год: «За литургией Святейшим Патриархом были возведены в сан архимандрита игумен Лавры Филадельф и игумен Леонтий, инспектор Минской Духовной Семинарии, и совершено рукоположение во иеродиакона новопостриженного монаха Тихона (Агрикова), студента IV курса Московской Духовной Академии». Наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов) в рапорте с ходатайством о возведении игумена Филадельфа в сан архимандрита дает ему следующую характеристику: «Кроткий, отзывчивый на просьбы братии и верующих, заслужил любовь всей братии и мирян, более 35 лет подвизается в монашеском труде, не взирая на преклонный возраст, продолжает нести все тяготы монашеской жизни». Скончался архимандрит Филадельф в Страстную Пятницу 1 мая 1959 года, похоронен на Старом кладбище Сергиева-Посада на Светлой Седмице. В одной ограде с отцом Филадельфом погребен монах Троице-Сергиевой Лавры Мелетий (Рукосуев), скончавшийся в том же году. Ныне на могиле установлен мраморный крест, служатся панихиды, бывают там и паломники из Шитьково. Особенно запомнилась панихида, отслуженная иеромонахом Кирилом (Егоркиным) 9 марта 2012 г. в день столетия монашеского пострига отца Филадельфа, на которой присутствовали и люди, лично знавшие старца.